В. Селявко: Проповедь на Богоявление

Река Иордан. Фото: https://cbnisrael.org/2022/03/08/biblical-israel-jordan-river-2/

Мк 1,1-11

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". 3 "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". 

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 

Евангельское повествование о крещении Иисуса весьма таинственно, но если мы посмотрим на него глазами Ветхого Завета, текст станет более понятным. Хронологически первым или самым древним евангелием считается  евангелие от Марка. Уже в первых трех стихах автор указал, что его рассказ будет основан на библейских "пророчествах". Это значит, что все основные идеи Марк передает в терминах, известных верующему израильтянину, взятых из Ветхого Завета. Библейский язык повествования более всего проявляется, когда в тексте встречается прямая речь Бога.

Рассказ начинается с того, что Иоанн Креститель предсказал приход таинственной эсхатологической личности, кого-то "более сильного", чем он сам, способного крестить Святым Духом. Когда это пророчество все еще звучало в ушах слушавших, на сцене появляется Иисус. Он принимает крещение от Иоанна, принимает Дух Всемогущего Бога и небесный голос исповедует Его  Сыном Божьим.

Безусловно, перед нами не хроника с места событий, но многообразная словесная икона крещения Иисуса. Эта икона в общей структуре Евангелия от Марка предвещает события, которые произойдут в конце повествования, когда, умирая на кресте, Христос испустит дух, когда завеса храма будет разорвана пополам, а римский сотник провозгласит Его Сыном Божьим. Именно так был титулован исторический Иисус голосом с небес. Так Он называл Себя Сам. Даже нечистые духи об этом свидетельствовали, правда, последним Он запрещал это делать. Символично, что после Его смерти на кресте, офицер Римской империи признал Его таковым. В этом признании можно увидеть символ будущей христианизации Римской империи. 

Смысл и значение титула «Сын Божий» сформировались в дохристианскую эпоху. В Ветхом Завете сыном Яхве называли Израиль, ангелов или царей. Царское употребление наиболее важно для Марка, потому что оно безошибочно указывает на то, что Иисус - будущий эсхатологический Царь нового мира, на которого указывал Иоанн Креститель.

Таинственные символы, описывающие выход из воды, дарование Святого Духа, разверзающиеся небеса и Божественное явление становятся более понятными в контексте книги пророка Исаии:

Где Тот, Который вывел пастыря стада Своего из моря?

Где Тот, Кто вложил в него Духа Своего Святого...? Ис 63:11

О, чтобы Ты разорвал небеса и спустился! Ис 64:1

Пророк молит Бога разорвать преграду между небом и землей и излить Дух Свой на нижнее царство, как часть Его действий по созданию нового неба и новой земли. Поэтому сошествие Духа на Иисуса можно понимать как его посвящение в мессианство, которое подтверждается божественным заявлением: "Ты сын Мой".

Говорящее небо является неотъемлемой частью этой словесной иконы. Согласно раввинистической традиции, небеса перестали говорить после смерти последних канонических пророков и возобновятся только в начале грядущей эпохи, которую откроет Мессия. Такое понимание еще раз подчеркивает статус Иисуса. В конце концов, Мессия/Христос означает "помазанник", возвещающий благую весть о начале нового мира, что и делает Иисус вскоре после своего крещения.

Особое внимание следует обратить на то, как евангелист Марк представляет Иисуса Христа в самом начале своего повествования. Он использует формулу из Священного Писания: "И было в те дни". Эта формула не только библейская, но и эсхатологическая, поскольку "в те дни" относится к концу времени пророческих книг ВЗ. Апокалиптический параллелизм между началом и концом времен обнаруживается в изображении Святого Духа в виде голубя - когда голубь-Дух спускается, начинается новое творение. Здесь также может быть аллюзия на начало  книги Бытия, что усиливает эсхатологизм послания через апокалиптическую типологию между началом и концом времен: В воде крещения подчеркнута радость Бога о Своем творении, о том, что оно очень хорошо. Эта радость вновь возрождается в лице Иисуса, когда Он выходит из воды и отправляется на битву против сил зла, которые разрушают надежду человечества быть с Богом. Не исключено, что влияние на такое понимание крещения Иисуса могла оказать институция христианского крещения времен евангелиста. Ранние христиане верили, что через крещение они становятся чадами Божьими и дар Духа святого является свидетелем радости Бога о них.

Донаты

Наш проект можно поддержать:

Contribee PayPal


VšĮ „Krikščionių ortodoksų iniciatyvų centras“
IBAN: LT487300010173170576
SWIFT: HABALT22

Популярные сообщения