Константинопольский патриархат в Литве - новая Церковь?

Недавно группа православных мирян и священнослужителей Литвы выразили желание обратиться к Его Всесвятейшеству Вселенскому (Константинопольскому) Патриарху Варфоломею I с просьбой открыть приходы Константинопольского Патриархата в Литве. В настоящее время в Литве существуют только приходы Московского Патриархата. На первый взгляд может показаться, что создается что-то новое, но на самом деле Константинопольский Патриархат в Литве имеет глубокие исторические корни.

Литовская митрополия, Виленские мученики и Свято-Духов монастырь в Константинопольском патриархате

Филолог Зигмас Зинкявичюс, основываясь на лингвистических данных, утверждает, что миссия Константинопольского патриархата в Литве могла начаться между X и XII веками.[1] В XIII веке на страницах церковной истории появляются первые православные святые литовского происхождения – верующие Константинопольского патриархата: святой князь Даумантас (Довмонт; † 1299), преподобный Елисей Лавришевский[2] († 1250) и преподобная Харитина Литовская[3] († 1281). Одним из самых известных православных монахов Литвы был Вайшвилкас (†1267), сын первого литовского короля Миндаугаса, который основал Лавришевский монастырь близ Наугардука, в непосредственной близости от литовских земель.


Когда митрополит Киевский и всея Руси Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир (1299/1300), положение православных христиан в нашем регионе стало довольно сложным из-за границ и других разделений, существовавших в то время. Константинопольский Патриархат внимательно и ответственно относился к пастырским нуждам своих верующих. Уже около 1303 года была основана Галицкая православная митрополия. Вскоре после этого, в 1315-1317 годах, была создана православная Литовская митрополия, которая, как и Галицкая, подчинялась непосредственно Константинопольскому патриарху[4]. Известно, что литовский митрополит Феофил участвовал в синодах Константинопольской Церкви (1327, 1329)[5]. Хотя православная вера не распространилась среди литовского народа так сильно, как ожидалось в Константинополе, христианство восточного обряда стало неотъемлемой частью религиозного и социального мира средневековой Литвы.

Самым ярким символом православной традиции, возникшей в то время, являются Три виленских мученика, известные в христианском мире как в древности, так и в наши дни. Эти православные святые, Антоний, Иоанн и Евстафий, были канонизированы в 1374 году Константинопольским патриархом Филофеем. До наших дней сохранилось греческое похвальное слово Виленским мученикам Михаила Вальсамона, ритора собора Св. Софии в Константинополе[6].

Похвалььное слово Михаила Вальсамона виленксим мученикам, в котором он называет их литовцами

Святой Леонтий Карпович (†1620), первый настоятель монастыря Святого Духа в Вильнюсе, также находился под юрисдикцией Константинопольского патриархата, как и сам монастырь. Братство Святого Духа, действовавшее при монастыре, имело статус ставропигии, т.е. прямое подчинение Константинопольскому патриарху (конец XVI - первая половина XVII века). Об этом и сегодня свидетельствуют сохранившиеся печатные издания Свято-Духова монастыря XVII века, в которых написано имя патриарха Константинопольской Церкви.

Надпись: ΓΡΑΜΜΑΤΙΚΗ [...], потщанием многогрешнаго мниха Мелетия Смотрицкого, [изданная] в киновии (монастыре) братства церковнаго Виленского, при храме сошествия Пресвятаго и животворящаго Духа, [...] правящу апостольский престол великия Божия Константинопольския Церкве Вселенскому патриарху, отцу Тимофею, Виленскому же киновию (монастырю) предстателствующе отцу Леонтию Карповичу, архимандриту.

Помимо великих святых, эпоха Константинопольского патриархата завещала Литве православных героев отечества, защищавших Великое Княжество Литовское и Речь Посполитую: князь Феодор Кориатович († 1414),  участник Грюнвальдской битвы Феодор Острожский († 1446), великий гетман Константин Острожский († 1530) и его сын, защитник православной веры, Константин Острожский Младший († 1608).

Другими словами, все древние литовские православные святые, как и сама Литовская Православная Церковь, принадлежали Константинопольскому патриархату. В нашей столице Вильнюсе в настоящее время насчитывается 10 церквей и 2 монастыря, из которых 3 церкви и 1 монастырь были построены во времена Константинопольского патриархата, многие храмы Константинопольского патриархата не сохранились до наших дней.

Куда "исчез" Константинопольский патриархат в Литве?

Юрисдикция над той или иной территорией определяется каноническим правом Церкви. Юрисдикция некоторых патриархатов определяется Вселеснкими и Поместными соборами, других - постановлениями (томосами) Вселенского патриархата (Константинополья). Константинопольский патриархат потерял свою власть над верующими в Литве не потому, что изменились церковные правила (каноны), а потому, что он был изгнан из Литвы политической властью Российской империи.

Земли Великого Княжества Литовского принадлежали Киевской митрополии, которая подчинялась Константинопольскому патриарху. Когда Московское государство заняло часть этих земель, оно потребовало, чтобы Константинопольский патриархат передал власть над Киевской митрополей. Хотя Москва подкупала константинопольских иерархов и оказывала на них давление, требования Москвы были удовлетворены лишь частично. Юрисдикция над Киевской митрополией Московскому Патриархату  была передана лишь частично и на время. Это всё хорошо изучено историками[7].

Все, что Москва получила от Константинополя, описано в письме Константинопольского патриарха царю Ивану V Алексеевичу в 1686 году. Это письмо включено в Свод законов Российской империи, где оно имеется и в греческом оригинале, и в русском переводе, и его содержание доступно каждому[8]. В письме говорится о следующей привилегии для Патриарха Московского:: 

....яко паче мерного разстояния места и ради посреди двух величайсхих царствиях случившияся войны, не дадеся воля от Патриаршескаго Вселенскаго престола величества хиротонисатися искреннему Митрополиту Киевскому, [...] Ваше Царское православнейшее Державство [...] вопросило Епархии сей Киевской под началом быти под святейшим Патриаршеским Московским престолом, яко егда случится нужда хиротонии достойныя особы избранию от подлежащих Митрополии сия Архиепископов, Ахримандритов и Игуменов, священников, иеромонахов, монахов, бояров и прочих, позволением и увещанием во времени сущу тамо преславнаго гетмана, да имеет волю во времени сущу блаженнейший Патриарх Московский и всея России хиротонисати сего по церковному преданию и уставу [...] Сим же оразом и Митрополия Киевская сия да будет подлежати под святейшим Патриаршеским Московским престолом [...], единому токмо сохранену бывшу, се есть, егда Митрополит Киевский действуяй безкровную и Божсественную литургию в той Епархии, да воспоминает в первых пречестное имя святейшаго Вселенского Патриарха.

В письме речь идет не о полной передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, а лишь об исключении (икономии) при определенных условиях (из-за войны и расстояния), возможности для Московского Патриарха хиротонисать (поставить) митрополита Киевского, избранного собранием духовенства и мирян. Тем временем Киевскому митрополиту предписано продолжать поминать Вселенского Патриарха как своего предстоятеля, признавая тем самым свою каноническую подчинённость Константинопольской Матери-Церкви.

В письме не говорится о праве назначать других епископов Киевской митрополии, не говорится о праве Патриарха Московского менять границы митрополии и т.д. Другими словами, хотя письмо не давало никаких подобных привилегий, на практике Московский Патриархат просто стал управлять Киевской митрополией как своей собственной епархией.

Православные ахриереи, проживающие в Речи Посполитой, не признали передачу юрисдикции Москве[9]. Так же поступали и последующие Константинопольские патриархи. Например, в 1924 году Патриарх Григорий VII писал: "...доподлинно известно, что первое отделение Киевской митрополии и входящих в ее состав православных митрополий Литвы и Польши от нашего престола и присоединение их к Святой Московской Церкви было совершено с нарушением канонического права..."[10]. Поскольку письмо 1686 года является не договором, а односторонней привилегией, предоставленной Москве Константинополем, во избежание недоразумений, 11 октября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата официально отменил действие письма.

Если факт передачи юрисдикции не был признан ни православными Речи Посполитой, ни Константинопольскими патриархами, то как сюда пришёл Московский патриархат? Так, как многие граждани Речи Посполитой считали Российскую Церковь политическим инструментом в руках царей, многие предпочитали переход в унию с Папой Римским переходу в Российскую Церковь[11]. После разделов Речи Посполитой (1772; 1793; 1795), когда Литва стала частью Российской империи, все литовские православные окончательно были подчинены Святейшему Правительствующему Синоду в Санкт-Петербурге, но православных здесь уже почти и не было.

В то время, православные бывших земель Литовского Княжества принадлежали двум епархиям - Минской и Заславской; современный Вильнюсский край относился к Минской епархии, а с 1833 года - к восстановленной Полоцкой епархии. Епископ Полоцкий Смарагд Крыжановский писал, что на всей территории Виленской губернии (включая часть нынешней Беларуси) осталось ок. 1000 православных, а в Вильнюсе не было ни одного православного прихода, только монастырь Святого Духа (в 1838 г. был октрыт его филиал - храм св. Евфросинии)[12]. 

Как возникла современная епархия Московского Патриархата в Литве?

Современная "Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви" произошла от "Литовской и Виленской епархии Российской Православной Церкви", которая была основана в 1839 году. В 1839 году в Полоцке было созвано собрание униатов, на котором они обратились к императору и Синоду с просьбой их принять в Православную Церковь. Просьба была удовлетворена, и была создана Литовская и Виленская епархия , в которой насчитывалось ок. 1,6 миллиона бывших униатов.

При создании епархии не проводились консультации со Вселенским Патриархатом, не было просьбы о пересмотре канонического порядка, поскольку в Российской империи сложилась практика, когда вместе с движением политических границ, православных завоёванных земель переподчиняли Санкт-Петербургскому Синоду. Когда Россия заняла Грузию в 1801 году, царская власть упразднила Грузинскую Патриархию и подчинила Грузинскую Церковь Святейшему Синоду (хотя Грузинская ПЦ была автокефальной с первого тысячелетия). Когда Российская империя захватила румынскую область Бессарабию, епархии были отобраны у автокефальной Румынской Церкви и также переданы под управление Синоду в Санкт-Петербурге. Таким же образом Виленская губерния рассматривалась как "каноническая" территория Санкт-Петербургского Синода, просто потому, что она находилась под властью Российской империи.

В начале 20 века, после распада Российской империи, бывшие колонии Российской империи обратились к Вселенскому Патриархату с просьбой освободить их от подчинения Российской Церкви. Поскольку территория бывшей Киевской митрополии по старым канонам оставалась под Константинопольским патриархатом, в 1924 году другой части бывшей Киевской митрополии, Церкви Польши, была предоставлена автокефалия. Церкви Эстонии (1923) и Латвии (1936) получили автономию в составе Константинопольского патриархата.

Таким образом, Церковь Московского Патриархата (тогда - Российская ПЦ) в Литве появилась в 1839 году, когда была создана епархия для обращения униатов в православие. После восстаний 1830 года и, в особенности, после восстаний 1863 года, в наказание по всей Литве начали строить новые православные храмы, и многие православные храмы в Литве, которые мы видим сегодня, были построены как раз в те годы.

Заключение

Изначальной Православной Церковью в Литве был Константинопольский Патриархат, который утратил свое влияние в XVII веке из-за изменения политических обстоятельств. Власть Константинопольского патриархата в Литве была лишь прервана церковной унией и действиями царской власти, но каноны Церкви остались неизменными.

Епархия Московского Патриархата была создана царской властью и поддерживалась в советское время, поэтому в памяти многих литовцев она справедливо ассоциируется с имперской политикой России. Теперь, когда Патриарх Московский прямо вовлечен в политику, многие православные Литвы справедливо желают вернуться к древнему подчинению Константинополю, которое существовало здесь около семисот лет.

Свящ. Георгий (Гинтарас) Сунгайла



[1] Zinkevičius, Z., Krikščionybės ištakos Lietuvoje: Rytų krikščionybė vardyno duomenimis, Vilnius: Katalikų akademijos leidykla, 2005. С. 76-77, 85-86.

[2]  Больше известен из Предания.

[3] Также известна из Предания. См.  Algimantas Bučys, Seniausioji lietuvių literatūra. Mindaugo epocha, Vilnius: Lietuvos rašytojų sąjungos leidykla, 2009.

[4] Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae: Texte critique, introduction et notes, ed. J. Darrouzès, Paris: Institut Français dʼÉtudes Byzantines, 1981, с. 399, 407, 409, 413. Также см. Meyendorff, J., Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century, Crestwood–New York: St Vladmir’s Seminary Press, 1989, с. 91–95.

[5] Acta Patriarchatus Constantinopolitani, 1315–1402, ed. F. Miklosich, I. Müller, Vindobonae: Carolus Gerold, 1860), vol. 1, nr. 65, p. 143: „…τοῦ Λιτβῶν“; nr. 67, p. 147: „…τοῦ Λιτβῶν καὶ ὑπερτίμου Θεοφίλου“.

[6] Baronas, D., Trys Vilniaus kankiniai: gyvenimas ir istorija, Vilnius: Aidai, 2000. 200-243 psl.

[7] Как, например, Ченцова, В., Киевская митрополия между Константинополем и Москвой 1686. Посольство подьячего Никиты Алексеева (1685–1686 гг.), Киïв: Дух i Лiтера, 2020.

[8] Документ но. 175 или с. 539 эл. книги: <https://www.prlib.ru/item/366275>

[9] Ališauskas, V.; Baronas, D.; et. al., Krikščionybės istorija Lietuvoje, Vilnius: Aidai, 2004. С. 291.

[10] Patriarchal and Synodically canonical tomos <https://oca-uaoc.org/tomos.html>

[11] Krikščionybės istorija Lietuvoje, с. 591.

[12] Mockus, V., Lietuvos Stačiatikių Bažnyčia. В: Visuotinė lietuvių enciklopedija, <https://www.vle.lt/straipsnis/lietuvos-staciatikiu-baznycia/>

Донаты

Наш проект можно поддержать:

Contribee PayPal


VšĮ „Krikščionių ortodoksų iniciatyvų centras“
IBAN: LT487300010173170576
SWIFT: HABALT22

Популярные сообщения