Р. Яроцкий: Соловьевское движение

 Председатель информационного отдела Виленской и Литовской епархии Евгения Неганова в газете «Обзор» опубликовала статью «Броуновское движение», где дала оценку ситуации внутри Русской Православной Церкви Литвы Московского Патриархата. По всей вероятности, данная статья отражает мнения руководства ЛПЦ МП, хотя на официальное заявление она, безусловно, непохожа. Поскольку мы шапочно, но все же знакомы с г-жой Евгенией Негановой, то постараюсь в максимально корректной форме обратить ее внимание на некоторые слабые стороны ее анализа ситуации. Поскольку статья рассчитана на массового русскоязычного читателя, то, пожалуй, буду придерживаться этого же стиля и в доступной форме хотел бы обратить внимание на вещи, которые при всей незначительности материала в статье меня обеспокоили.

Во всей статье г-жи Негановой не приводится ни одного реального факта, который бы изобличал группу священников в каких-то грехах или церковных преступлениях. Также вы не найдете в ней упоминания канонов, которые священники нарушили. Обратите внимание, ни одного. То есть автор полагает, что имеет право объявить группу литовских священников виновными несмотря на то, что не было церковного суда, не было богословской и церковной дискуссии, а просто потому, что она так считает. Вчитайтесь в то, как статья начинается: «Эти люди очень много говорят. Их пространные и частые интервью буквально заполонили общественные СМИ, их личные социальные сети. Многие из них хорошо владеют словом, точнее «красным словцом», они, не стесняясь, давят на жалость, манипулируют сознанием людей, привлекая на свою сторону сочувствующих, которые, особо не вникая в факты, не сомневаются в их правдивости». Евгения Неганова говорит о том, что люди, которых она уже осудила и приговорила, много говорят, сетует на то, что священники дают интервью и выражают свое мнение в социальных сетях. Не стесняясь переходить на личности, она замечает, что некоторые из них владеют не словом, а «красным словцом». Вероятно, этому способствует уверенность в собственном писательском даровании, так как автор статьи позиционирует себя, как писатель. Она говорит о том, что людям нужны факты, но не приводит ни одного. А факты просты. Руководство Литовской Православной Церкви создало ситуацию, при которой священники фактически были вынуждены уйти за штат, а одного из священников просто освободили от всех занимаемых должностей без вразумительной причины. Это факт. Единственным преступлением данной группы священников является активная нравственная позиция, не позволяющая им считать главой Церкви человека, благословляющего убийство украинского народа, патриарха Кирилла. Другой факт заключается в том, что Литовская Православная Церковь не осудила позицию патриарха Кирилла, его антиевангельские высказывания и проповеди о так называемой «спецоперации». Заявление владыки Иннокентия, в котором он выражал несогласие с патриархом, мягко говоря, напоминает разговор двух джентльменов, наблюдающих за изнасилованием в темном углу. Один говорит: «Это не изнасилование. Это страсть». А другой, опасливо озираясь по сторонам, говорит: «Как-то грубовато». После джентльмены следуют в ближайший паб, как будто ничего сколь-нибудь значимого не произошло. Другой факт заключается в том, что священников объявили заговорщиками и раскольниками, не предъявив ни одного доказательства злого умысла или заговора. Ни одного. Более того, в отношении их был принят ряд антиканоничных решений без обоснований и возможности защитить себя. Любой читатель может ознакомиться с этими фактами, зайдя на официальные сайты, которые г-жа Неганова курирует. 

«Но, – утверждает автор статьи, – в христианстве не многословие – критерий истинности. В Евангелии сказано, что «по плодам их узнаете их» (Мф.7:16), то есть по результатам их слов и дел». Отмечу сразу, что столь вольное цитирование библейских текстов в столь сомнительном контексте для людей, занимающихся библеистикой, по моему скромному мнению недопустимо. Но об этом позже. Исходя из логики автора, время покажет плоды, но выводы я сделала уже сейчас. Не рано ли?

Во второй части статьи представитель Виленской и Литовской епархии переходит к главным обвинениям. «Первое», – пишет она. Удивительно, что это первое оказывается единственным обвинением. И кажется, ну вот чего такого страшного увидела Евгения Неганова в тех людях, с которыми мило общалась и здоровалась за пару недель до этого? Цитирую. «Первое, что они делают – они лишают Церковь Ее надмирного смысла, десакрализируют ее, превращая фактически и исключительно в еще один общественный институт». То есть автор либо не имеет базовых представлений о социологии, богословии, либо умышленно вкладывает в уста отца Владимира (Селявко) слова и смыслы, которых он никогда не произносил и не подразумевал. Итак, г-жа Неганова сначала придумывает «ересь», а потом до конца статьи ее опровергает. Обычное интервью и рассуждение, которое у человека с богословским или любым серьезным гуманитарным образованием не вызвало бы вопросов, приводит автора в ступор, за которым следуют чудовищные выводы. Группа священников, вынужденных обратиться за помощью и поддержкой в Константинопольский патриархат, не совершает Литургии и демонстрирует максимальное уважение и внимательность к канонам Церкви, так как «таинства» Церкви, ее духовная природа, для них, как священников и богословов, имеет значение. Какого «надмирного смысла» они лишают Церковь? Дальше идут чистой воды манипуляции в стиле Владимира Соловьева, штампы русской пропаганды, причем очень дешевой, где священники обвиняются в том, что для них приход в Литву той самой новой юрисдикции, как появление новой торговой сети. Ахинея, зато как звучит! Каким мерзавцем выглядит пользующийся такими аналогиями. Но такое перевирание и коверканье смыслов не имеет ничего общего ни с правдой, ни с аналитикой, ни с обычной человеческой порядочностью.

Автору становится мало издеваться над здравым смыслом в интервью отца Владимира и она нападает на других священников: «В словах отцов Виталия Даупараса и Георгия Сунгайлы все те же попытки представить Церковь исключительно социальным институтом. Каноническую духовную связь с Патриархом они видят только в категориях жесткой иерархической структуры, наподобие средневековых синьорно-вассальных отношений. Они путают или подменяют одна другой иерархическую и сакральную природу Церкви: недостойное поведение священнослужителя и тем более иерарха Церкви не лишает Таинства, ими совершаемые, действенной силы. Сомневаться или отрицать это – значит опять же десакрализировать Церковь. Совести верующих, если они, действительно, верующие, ничего не мешает причащаться в Церкви, в которой моральная или политическая позиция предстоятеля может не соответствовать евангельским идеалам». Это вообще что? Приведите факты, г-жа Неганова. Я в принципе ни в том, ни в другом лагере не знаю священников, которые бы мыслили так. Откуда Вы можете знать, что они видят? И зачем догадываться, когда у вас есть возможность это уточнить у них непосредственно? Хотя после этой статьи мне было бы неловко обращаться к этим людям. 

В концовке г-жа Неганова доходит до кульминации, называя группу священников «обновленцами». Факты, которые подтверждают это утверждение? А зачем? Факты не нужны. Их попросту нет, достаточно того, что автор считает себя специалистом в области «психологии обновленцев». 

Итак, статья не содержит ни одного факта, кроме субъективных оценок Евгении Негановой. Единственный аргумент – «я так сказала», «я так думаю». Даже не переоценивая уровня той газеты, где это было напечатано, хотелось бы большего. Статья демонстрирует вопиющее невежество в области христианского богословия, отсутствие элементарных знаний по экклесиологии, даже на уровне катехизиса. 

Цель статьи не доказать вину священников, а их опорочить. Это лучший способ дискредитировать своих оппонентов. Но способ недостойный. 

Что бы я посоветовал г-же Негановой, которая не просит моих советов? Я бы посоветовал ей оставить людей в покое, перестать искать новые способы оскорбить их, унизить публично. Собственно, я это посоветовал бы всей верхушке Литовской Православной Церкви. Вы оболгали людей осознанно. Вы не задумываясь разрушили чужие жизни, растоптали призвание людей, лишили их и их близких средств к существованию, что вам еще нужно? Оставьте их в покое. И, может быть, Всевышний будет к вам снисходителен. Вы клеймите людей изменниками и заговорщиками не стесняясь, но для вашего патриарха, оправдывающего Бучу, Ирпень, какое слово вы нашли? Отец? Что ж, каков отец, таковы и дети.

Стыдно должно быть, Евгения. Написано в лучших традициях Владимира Соловьева, путинского пропагандиста. Прекращайте это «соловьевское движение».


Руководитель волонтерского движения «Дети Африки» Руслан Яроцкий

Донаты

Наш проект можно поддержать:

Contribee PayPal


VšĮ „Krikščionių ortodoksų iniciatyvų centras“
IBAN: LT487300010173170576
SWIFT: HABALT22

Популярные сообщения