Свящ. Георгий С.: Почему я не могу называть Кирилла своим "великим господином и отцом"

Патриарх Кирилл. Kremlin.ru / Wikipedia.org

«На Россию было оказано тогда беспрецедентное политическое давление. Президент Клинтон и канцлер Коль обращаются к президенту Ельцину с посланиями протеста, американские конгрессмены в случае его одобрения угрожают России экономическими санкциями. Что же случилось, почему ни одна другая внутрироссийская проблема не вызывала такой негативной, острой и согласованной реакции Запада?»

Как вы думаете, кому из политиков принадлежат эти слова?

Это отрывок из единственной книги Патриарха Московского Кирилла, опубликованной на литовском языке: Свобода и ответственность: в поисках гармонии (издал отдел внешних церковных связей РПЦ, цитата из 13 страницы лит. издания).

Эта книга представляет собой сборник статей патриарха Кирилла. Справедливости ради следует отметить, что многие статьи в сборнике были написаны до того, как Кирилл стал Патриархом. Но это лишь доказывает, что политические идеи, потрясшие весь мир после 24 февраля, родились давно - эта политическая идеология была делом всей жизни патриарха Кирилла, последовательным путем. Просто раньше мало кто обращал на эти идеи внимание. Я сам, когда слышал эти идеи, просто чувствовал испанский стыд и выключал проповеди, потому что в то время люди из-за этих идей ещё не страдали, казалось, что меня это не касается.

Я наполовину украинец, и когда утром 24 февраля этого года я услышал страшную новость о том, что в Украине началась война, мой внутренний мир словно бил разбить в дребезги. Города моих родственников - Сумы, Харьков, городки в Донецкой области - были отмечены на карте красным цветом, а мои друзья в Киеве не отвечали на сообщения. В то же время я понимал, что Московский Патриархат переживает глубокий кризис - в конце концов, я знал, что проповедует наш патриарх. С другой стороны, как в глубине души я не мог поверить, что в Украине может начатся война, так я не мог и поверить, что патриарх Кирилл решиться оправдывать эту войну. До последнего момента я был настроен оптимистично - думал, что наш митрополит все "вырулит", что мы дистанцируемся от патриарха Кирилла.

17 марта состоялось собрание духовенства. Как и некоторые другие священнослужители, я предложил дистанцироваться от позиции московского патриарха и перестать поминать его на богослужениях как "великого господина и отца нашего". К сожалению, собрание не поддержало наши предложения, поэтому, пока собрание еще заседало, в ответ на выводы собрания, я, вместе с о. Виталием Даупарасом, распечатал и подал прошение митрополиту:

«Прошу Ваше Высокопреосвященство отчислить меня из числа клириков Виленско-
Литовской епархии за штат, так как поминание патриарха Кирилла как «великого
господина и отца нашего» противоречит моей совести. Дальнейшее моё служение в
Русской Православной Церкви было бы лицемерием.

Простите меня, грешного, я Вас очень уважаю и прошу молитв за мою грешную душу.
»

То, что произошло дальше, известно всем из СМИ. Сначала мне разрешили не поминать патриарха Кирилла, когда я служил на литовском языке в приходе святой Параскевы-Пятницы и когда я на украинском служил в кафедральном соборе. Но затем, 15 апреля, мне неожиданно сообщили, что моя просьба о выводе за штат была удовлетворена. "Уволен по собственному прошению".

Но почему у меня возник такой конфликт с совестью? Действительно ли патриарх Кирилл оправдывал войну? Или его просто вынуждают к этому российские власти? Если мы вместе полистаем книгу патриарха Кирилла Свобода и ответственность и почитаем некоторые из его довоенных проповедей, мы поймем, что то, что происходит сейчас, является плодом нескольких десятилетий его "духовного" служения.

Западная Европа и "русский мир" как отдельные цивилизации

Одна из основополагающих идей политической мысли патриарха Кирилла заключается в том, что "Русский мир" и "Запад" - это две разные цивилизации. Одна из глав книги начинается фразой: "Скорее всего, в XXI веке для России и народов русского мира важными, если не первостепенными, по-прежнему будут оставаться вопросы научно-технического, экономического и социального развития. [...] успешное решение этих задач будет очень сильно зависеть от того, как они впишутся в духовные параметры самобытной цивилизации, которую из себя представляют Россия и весь русский мир. Кроме того, важным фактором, влияющим на развитие всей русской цивилизации, останутся отношения с внешним миром, то есть с другими цивилизациями, прежде всего с западной." (Свобода и ответственность, лит. изд., с. 87).

Понятие  "русского мира" было представлено патриархом Кириллом в его докладе, прочитанном в первый год его патриаршества, на открытии "III ассамблеи Русского мира". В докладе патриарх выделяет три основы Русского мира:

1. Православная вера ("которую мы обрели в общей Киевской купели крещения" "Благодаря историческому выбору святого князя Владимира");

2. Русский язык и культура ("к русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин...");

3. Общая историческая память и видение будущего ("Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли ее от иноземных захватчиков").

Следует обратить внимание на эти цитаты 2009 года, потому что в 2022 году почти те же слова будут использоваться для оправдания войны в Украине. Также следует кратко упомянуть, как патриарх Кирилл понимает российскую идентиченость: 

Он также кратко упоминает о своем понимании российской идентичности: "У нас есть герб – двуглавый орел, он из той самой средневековой Руси, это символ Византии. У нас есть триколор – это Российская Империя. У нас должен быть советский период – давайте оставим музыку [советского гимна]" (Патриарх Кирилл процитировал себя в интервью Дмитрию Киселеву в 2015 году).

В мысли патриарха Кирилла "западный мир" в прошлом имел много достижений, был христианским, а сейчас находится в упадке. По его словам, "Европа лишается тех черт, которые ей придало христианство, — хочу вновь подчеркнуть: как западное, так и восточное христианство! [...] Европа лишается своей души." (Свобода и ответственность, с. 114-115). Россия приводится в качестве примера мультикультурной цивилизации для Европы (с. 116). Патриарх видит самую большую проблему в европейской концепции прав человека, которая, по сути, и является предметом критики в книге Свобода и ответственность.

Книга содержит статью под названием "Либеральный стандарт: угроза миру и свободе" (с. 57-64). Конечно, наибольшую угрозу либеральная концепция прав человека представляет потому, что она поддерживает феминистские идеи и свободу гомосексуалистов, поскольку "благословение гомосексуальных браков есть не что иное, как практическая реализация либерального стандарта прав человека в религиозной сфере" (с. 14). Опять же, стоит обратить внимание на темы, так как они будут повторяться в 2022 году.

В одной из своих проповедей патриарх Кирилл зашел так далеко, что объявил либеральную концепцию прав человека ересью: 

"Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. [...]. Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие..."

Итак, в этой проповеди 2016 года западная цивилизация уже "может привести к апокалиптическим событиям" и распространяет ересь, от которой необходимо защищаться.

Применение идей в проповедях военного времени (2022 г.)

6 марта, на одиннадцатый день войны в Украине, патриарх Кирилл выступил с проповедью на Прощенное воскресение, в которой впервые высказал, как относится к войне (выделение мое): "...нынешняя весна омрачена тяжкими событиями, связанными с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически началом военных действий. Мне бы хотелось что-то сказать на эту тему. [...] Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот «счастливый» мир, мир избыточного потребления, мир видимой «свободы». А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад. Требования ко многим провести гей-парад и являются тестом на лояльность тому самому могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, то они не входят в тот мир, они становятся для него чужими [...] Все сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение. Знаю, как, к сожалению, православные люди, верующие, избирая в этой войне путь наименьшего сопротивления, не размышляют о всем том, о чем мы сегодня с вами размышляем, а идут покорно по тому пути, который им указывают сильные мира сего."

Эта война "метафизическая", потому что, как мы видели в проповеди 2016 года, "гей-парады" и другие западные пороки приближают апокалиптические события. Только Русская Православная Церковь может защитить мир, как об этом сказал Кирилл 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы: "Наша молитва сегодня о том, чтобы сохранилось духовное единство Русской земли. А почему же так восстали внешние силы на землю Русскую? Почему стремятся ее разрушить, разделить, натравить брата на брата? Есть в Писании упоминание о некой силе, которая удерживает пришествие в мир антихриста. [...] Некоторые считали, что это Церковь, что именно она является удерживающей силой. [...] Но это также весь благочестивый народ всех времен и всех народов, это вера православная, которая живет и действует в Церкви Православной. Это и есть та сила, которая удерживает, и неслучайно на эту силу сегодня направлены все острые отравленные стрелы тех, кто стремится разделить Церковь, скомпрометировать Церковь, оторвать Церковь от народа."

Молитва, на которую ссылается Патриарх, была распространена 3 марта для чтения во всех приходах Русской Православной Церкви (циркулярное письмо доступно на сайте патриархии). Правда, наш митрополит благословил её не читать. В ней содержатся следующие слова, которые объясняются в проповеди:

"От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди! Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.".

Другими словами, не Россия напала на Украину, а "иноплеменники" напали на Святую Русь, тем самым приближая апокалипсис.

Россия даже не может напасть на Украину, ведь патриарх говорит, что украинцы и русские - один и тот же народ. Об этом сказано в проповеди 9 марта: "Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? [...] Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. [...] . Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ".

Таким образом, Святая Русь, центром которой является Россия, Беларусь и Украина, защищается от враждебных сил в апокалиптической битве. И, конечно, применение Россией силы в другом суверенном государстве, по мнению Патриарха, полностью оправдано, поскольку, как он сказал в своей проповеди в среду 1-й недели Великого поста, "мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.".

Оправдания войны для Всемирного Совета Церквей и Папы Римского

Симон Бенджиус писал о стенограмме встречи патриарха Кирилла и Константинопольского патриарха Варфоломея в 2018 году, опубликованной сайтом orthodoxia.info, которая показывает, что патриарх Кирилл, вероятно, уже знал о планах Владимира Путина повторно напасть на Украину и оправдывал их:

"[С Украиной] мы - одна страна и один народ. Киев нельзя отделить от нашей страны, потому что он является истоком нашей истории. Единство Русской Православной Церкви сохраняется благодаря национальному самосознанию русских и украинцев. [...] Они [украинские политики] не представляют свою нацию. Они пришли к власти через Майдан, через переворот. Они просят автокефалию, чтобы повысить свой престиж, потому что они незаконно удерживают власть. Народ свергнет их и изгонит, поэтому они ищут поддержки в институции Вселенского Патриархата".

По сути, то же самое, но в другом грамматическом времени, будет сказано в начале войны.

2 марта генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (экуменическая организация объединяющая протестантские и православные Церкви) обратился с письмом к патриарху Кириллу, призвав его публично выступить за прекращение войны, призвать власти России остановить агрессию. Патриарх Кирилл ответил собственным письмом, в котором объяснил причины войны:

"Со временем силы, открыто рассматривающие Россию как врага, вплотную подошли к ее границам. Страны блока НАТО наращивают год за годом, месяц за месяцем свою военную мощь, не обращая внимания на опасения России, что это оружие однажды повернется против нее.

Причем политические силы, ставящие своей целью сдерживание России, не собирались воевать с ней своими руками. Они планировали использовать другие средства: попытались сделать врагами братские народы — русских и украинцев. Они не жалели ни сил, ни средств, накачивая Украину оружием и военными инструкторами. Но самое страшное — это не оружие, а попытка «перевоспитания», ментальной переделки украинцев и живущих там русских во врагов России.

Той же задаче соответствовал и учиненный в 2018 году Константинопольским Патриархом Варфоломеем церковный раскол, который нанес удар по Украинской Православной Церкви.

Уже в 2014 году, во время кровавых событий на киевском Майдане, появились первые жертвы. [...] 
Тогда же начался вооруженный конфликт на Донбассе, население которого отстаивало свое право говорить на русском языке, требовало уважения к своей исторической и культурной традиции.
[...]
Этот трагический конфликт стал частью большой геополитики, главной целью которой является ослабление России.

Теперь руководители западных государств накладывают такие экономические санкции на Россию, которые нанесут вред всем. При этом они, не стесняясь, говорят, что стремятся принести страдания не только руководителям или военачальникам России, а именно русскому народу. Невиданными темпами распространяется по западному миру русофобия."

Сравним с это послание с сообщением Отдела внешних связей Московского патриархата о том, что патриарх Кирилл говорил папе Франциску во время их беседы, во время которой папа призвал патриарха "говорить языком Иисуса, а не политики" и "не быть альтарником Путина": 
«[Патриарх Кирилл:] "С Вашего позволения хотел бы поделиться с Вами своим видением нынешней непростой ситуации. Конечно, мы живем в разных информационных полях: западные СМИ не говорили или практически не говорили о некоторых из тех фактов, на которые позволю себе обратить Ваше внимание."

Далее Патриарх Кирилл отметил, что конфликт начался в 2014 году с событий на Майдане в Киеве, по итогам которых произошла смена украинской власти. Особое внимание собеседника он остановил на событиях в Одессе и его последствиях: «В этом городе проходил мирный митинг русскоязычных жителей, отстаивавших свое право на использование родного языка и культуры. Это мирное собрание было атаковано представителями нацистских группировок: они стали избивать манифестантов палками. Люди начали искать убежища в близлежащем здании Дома профсоюзов. И в этот момент произошло нечто ужасающее: это здание было заперто и затем подожжено. Люди пытались спастись, выпрыгивая со второго-третьего этажа и, конечно, разбивались. Те, кто подходили к окнам, не решаясь выпрыгнуть, расстреливались снизу." [...]

Далее Патриарх Кирилл напомнил о том, что на излете советской эпохи Россия получила заверение, что НАТО ни на один дюйм не продвинется в восточном направлении. Однако это обещание было нарушено, в состав НАТО вошли даже бывшие советские балтийские республики. В результате сложилась опаснейшая ситуация: границы НАТО проходят в 130 километрах от Санкт-Петербурга, подлетное время ракет составляет всего несколько минут. В случае, если в НАТО была бы принята Украина, то и подлетное время до Москвы также составило бы несколько минут. Россия никак не могла и не может этого допустить.»

Напомню, что это выдержки из официального сообщения отдела внешних связей Московской патриархии о беседе папы римского и патриарха Кирилла. Патриарх Кирилл, лидер религиозной общины, говорит о войне в Украине, которая, по его мнению, была спровоцирована НАТО.

Заключение: патриарх Кирилл - священнослужитель или политик?

Смесь политики и апокалиптических мотивов в мысли патриарха Кирилла делают понятным, почему некоторые православные богословы, когда началась война, объявили учение "русского мира" ересью. Сам патриарх Кирилл называет западную цивилизацию еретической, и поэтому европейски настроенные ученые, богословы и священнослужители в ответ объявили учение патриарха Кирилла ересью. Однако мне кажется, что патриарх Кирилл больше занимается политикой, чем серьезным богословием.

Когда нас отстранили за штат, нас обвинили в "политиканстве". Удивительно - оказывается, говорить о том, как незаконно была захвачена власть в Киеве во время Майдана, как НАТО приблизилось к границам России, что делает патриарх Кирилл, - это не политиканство. А вот  громко осуждать политиканство патриарха и агрессию России против невинного украинского народа - это политиканство.

Действительно, я мечтаю о Церкви, где нет политиканства, где я смогу отдохнуть от политической пропаганды патриарха Кирилла, которую слышал в течение многих лет. Я не хочу слышать оправдания убийствам людей. К счастью, Православная Церковь - это не только Московский патриархат, нравится это патриарху Кириллу или нет.

Я знаю, что не нравится, и именно поэтому все мы, кто отказывается называть политика на патиаршем престоле нашим "великим господином и отцом", будем названы предателями веры - даже если наше православие будет признано всеми остальными патриархами мира. 


Донаты

Наш проект можно поддержать:

Contribee PayPal